Музей парикмахерского искусства
Не смотря на многовековую историю этого ремесла, в мире существует всего семь музеев парикмахерского искусства. Шесть из них находятся в Европе, а седьмой - у нас, в России, в Москве.

Основатель идеи создания Музея был известный мастер-парикмахер 60-х годов — Годов Леонид Александрович. Коллекция собиралась и бережно хранилась на протяжении 30-ти лет. Но в советское время такой музей открыть не удалось. Только в 2003 году Мещеряков Сергей Егорович (ученик Годова Л.А.) собирает воедино всю многолетнюю историю парикмахерского, косметического и постижерного дела, в этом ему помогают и активно участвуют коллектив старейших мастеров.

Зарубежные коллеги Мещерякова с трудом верят, что создание музея, который включает в себя огромное разнообразие парикмахерских принадлежностей, практически не потребовало средств и осуществлялось исключительно благодаря энтузиазму добровольцев. Кто-то приносил ножницы, доставшиеся от деда, а кто-то разыскивал на антресолях бабушкину машинку для завивки. К сожалению, многие просто не знают, что хранится у них с незапамятных времен, считая ценнейшие экспонаты парикмахерского дела просто-напросто «ржавыми железками», поэтому и выбрасывают такие вещи, что называется, не глядя. Конечно, для людей, далеких от профессии, это действительно выглядит как никому не нужный хлам, однако знающие люди способны прийти в неподдельный восторг от экспонатов музея, которые удалось разыскать Мещерякову.

Сегодня в коллекции музея насчитывается более 9000 редких экспонатов и коллекция постоянно пополняется. Среди них — бритва, которой пользовался Лев Толстой, ящик для инструментов талантливого парикмахера-самоучки Ивана Андреева, ингалятор начала прошлого века, первый советский фен начала 30-х, гребень для лечения волос репейным маслом, пульверизаторы для париков, прототипы современных фенов и сотни щипцов. А также немецкая складная бритва “неделька” фирмы “Золинген”, где каждое отдельное лезвие предназначалось для определенного дня недели.

В этом музее расположена галерея женских портретов, представляющая историю прически с 1929 по 1954 годы. В музейном зале представлена история парикмахерского искусства XIX и XX веков не только России и Европы, но даже Китая. Здесь можно познакомиться с прейскурантом парикмахерских услуг, изданным в 1901 году.

«К сожалению, в техникумах не читают историю парикмахерского искусства. Уже не говоря о курсах, где одному только учат — рубить волосы. Я когда прихожу в техникумы, у них плакаты висят: Wella, Londa, Goldwell... Я говорю — а где ваши учителя, кто ученики были, где история ваша? Нет истории, никакой истории нет. Всё уходит в песок. Я пытаюсь спасти что могу: собираю документы, фотографии ведущих мастеров своего времени, ведь это были величайшие люди, создававшие моду. Первый «Кубок Дружбы» исчез бесследно, а ведь период, когда начались первые конкурсы международные, — это же целая эпоха, возрождение парикмахерского мастерства в СССР, превращение его в искусство! » - рассказывает Сергей Егорович Мещеряков.

Своим главным учителем Сергей Егорович считает Леонида Александровича Годова. С подачи которого, собственно, и начался музей. Леонид Александ¬рович, потрясающий мужской мастер, подарил Мещерякову, то что в давние времена было у каждого парикмахера: металлические стаканчик и блюдце, помазок, опасную бритву и оселок, на котором правят лезвия. Подарил не просто, а со словами: «вот держи, и начни собирать музей». Мещеряков думал — что значит «собирать музей», как его собирать?! Сначала эти предметы он хранил на работе, исключительно для красоты, с надписью «Музей парикмахерского искусства». В постижёрную мастерскую на Сивцевом Вражке приходили: артисты, музыканты, певцы, известные парикмахеры... Они смотрели на этот оселочек, чашку, помазок, выстроившиеся под плакатом «Музей парикмахерского искусства» — и почти все восклицали: «Ой, музей у вас?!» И это привело к мысли, что «музей» пора расширять. Что-то приносили сами клиенты, что-то приобреталось на «блошиных рынках».

«Когда находишь что-то интересное, это незабываемые ощущения! И ведь никогда ты не найдёшь жемчужину, не перелопатив кучу мусора. Не зря я прошёл тысячи километров по барахолкам, истинные вещи даются как знак благодарности за то, что ты прошёл этот путь своими ногами. Кстати, я всегда приношу свои находки знакомым антикварам, и они тоже восторгаются: ух ты, какая вещь, это же XVIII век, где купил?! Это и приятно, и необходимо, надо же с кем-то разделить свои эмоции. Так вместе и балдеем…» - говорит Сергей Егорович Мещеряков.